[Греч. Νικόλαος ὁ Νέος] († нач. X в.), прмч. Вуненийский (Вуненский) (пам. греч. 9 мая). Основные сведения о святом содержатся в Мученичестве (BHG, N 2308), к-рое было обнаружено Д. Софианосом в рукописи из Большого Метеорского монастыря (Meteor. Metamorph. 81. Fol. 139v - 146v; ркп. составная, листы, содержащие текст, датируются XV в.). Более поздняя версия Мученичества Н. Н. (BHG, N 2309), написанная в форме энкомия пресв. Ахаиком, неизвестным по др. источникам, представлена в рукописи XII в. из мон-ря Агиас на о-ве Андрос (Andros. Agias. 94. Fol. 53-59v). Оба текста были впервые опубликованы Софианосом в 1972 г.
Согласно первоначальному Мученичеству, Н. Н. род. на Востоке. Благодаря добродетельной жизни он стал известен правившему тогда имп. Льву, брату Александра (вероятно, визант. имп. Лев VI Мудрый (886-912)). Император, обратив внимание на хорошие внешние данные Н. Н. и такие его качества, как смелость, живость ума и твердость характера, назначил его командиром легиона и передал ему под охрану г. Лариссу (ныне Лариса) в Фессалии, где Н. Н. не только обучал солдат военному искусству, но и воспитывал в христ. вере. В то время авары начали совершать набеги на империю, разорять земли, брать в плен мужчин, женщин, стариков и детей. Лев и его брат находились в вост. областях и пытались противостоять захватчикам, поэтому противники стали атаковать и грабить на западе. Н. Н. решил вместе с войском покинуть Лариссу, чтобы отвести от города аваров и тем самым избавить его от разграбления. Воины пришли на лесистую гору Тернавон (ныне гора Мелуна, у подножия к-рой расположен г. Тирнавос), где жили монахи-аскеты. Когда Ангел Господень объявил Н. Н. и его спутникам о предстоящем мученичестве, святой призвал воинов выйти навстречу противнику и сразиться с ним, смело исповедуя Истинного Бога, чтобы тем самым явить победу над общим врагом рода человеческого. Вначале Н. Н. и его воины одержали верх над варварами и многих убили, но затем авары окружили войско, схватили солдат и подвергли их мучениям, чтобы заставить отречься от Христа. Видя непоколебимость веры воинов-христиан, варвары предали их жестокой смерти.
Имена пострадавших там мучеников: Ардомий, Григорий, Иоанн, Димитрий, Михаил, Акиндин, Феодор, Панкратий, Христофор, Пантолеон, Навудий и Емилиан, Ирина и Пелагия.
Н. Н. удалось бежать; он поселился на покрытой густым лесом Вуненийской горе (ныне холм недалеко от дер. Вунена, около Ларисы), в пещере возле высокого дуба. Он жил в уединении и молитве, ведя невидимую брань как с телесными страстями, так и с нечистыми духами. В то же время авары продолжали свои набеги: они разыскивали в Греции христиан, пытали их, а затем предавали смерти. Был схвачен и Н. Н. Представ перед захватчиками, он открыто заявил, что не отречется от Христа и не примет их религию. Сначала авары пытались лестью и уговорами сломить твердость Н. Н., однако, увидев его непоколебимость, они пришли в ярость и пронзили святого его собственным копьем. Тело преподобномученика было чудесным образом скрыто внутри дуба, рядом с к-рым он подвизался, и долгое время оставалось не подверженным тлению.
После того как имп. Лев одержал победу в вост. областях, авары покинули империю, и в ней вновь воцарился мир. Тогда Филипп, еп. Фессалии, после Божественного откровения, данного ему во сне, перенес останки мучеников, пострадавших на горе Тернавон, в Лариссу и с честью похоронил их там; мн. жители города получили исцеления на могиле святых. По прошествии неск. лет богатый и весьма влиятельный дукс Фессалоники, по имени Евфимиан, заболел проказой. Все врачебные средства оказались бессильными, тогда он возложил последнюю надежду на Бога и стал раздавать деньги, помогать нищим, вдовам и сиротам, навещать больных. Дукс усердно молился мн. святым, прося их о помощи, он побывал у мощей вмч. Димитрия Солунского, а затем отправился в Фессалию, чтобы поклониться мощам свт. Ахиллия, еп. Ларисского. После этого в видении Бог открыл Евфимиану, что он должен поспешить на Вуненийскую гору, где найдет в дубе останки Н. Н. и рядом источник. Дукс должен построить храм во имя мученика и трижды окунуться в источник, после чего выздоровеет. Евфимиан в точности исполнил указания - положил в построенной церкви нетленные мощи Н. Н. Преподобномученик явился ему во сне и открыл, где находится источник. Окунувшись в воду, дукс исцелился от проказы.
Энкомий, написанный пресв. Ахаиком, практически не содержит к.-л. дополнительных сведений о Н. Н.; единственная цель этого сочинения - «облагородить низкий язык» текста первоначального Мученичества и более логично описать события. В предисловии говорится, что эпитет «Новый» был дан святому, чтобы отличать его от свт. Николая, архиеп. Мирликийского. Пытаясь объяснить поражение греков от варваров на западе империи, автор подчеркнул, что в то время основные войска во главе с имп. Львом находились в вост. области. Из 12 воинов, покинувших Лариссу вместе с Н. Н., по имени названы только Михаил и Пантолеон. Чтобы оправдать Н. Н., к-рый не принял мученическую кончину на горе Тернавон, пресв. Ахаик написал, что он спасся, не поддавшись общей панике. Об Ирине и о Пелагии, пострадавших на горе Тернавон, сказано, что они укрывались там от вражеских племен. Узнав об убийстве воинов, женщины пришли оплакать их, но были схвачены и после исповедания веры усечены мечом. Еп. Филипп нашел мощи Тернавонских мучеников, после того как они явились ему во сне; когда епископ с клиром поднялись на гору, над останками святых засияли 12 огненных столпов. Дукс Фессалоники обрел мощи Н. Н. и исцелился от проказы также благодаря сновидениям: в 1-й раз пред ним предстал вмч. Димитрий и направил в Фессалию, во 2-й - сам святой.
Софианос издал краткое синаксарное сказание о Н. Н., содержащееся в рукописи № 81 из Большого Метеорского монастыря (Σοφιανός. 1972. Σ. 178-179). В сказании говорится, что святой пострадал от еретиков, место и время мученической кончины не обозначены; 12 соратников Н. Н. и дукс Фессалоники в тексте не упоминаются - вместо него святым был исцелен некий варвар с востока.
Прп. Никодим Святогорец поместил в составленный им «Синаксарист» сказание о Н. Н., несколько изменив первоначальное Мученичество: визант. император (не названный по имени) отправил Н. Н. с войском в Фессалию, поскольку местные жители подняли мятеж и отказались подчиняться имп. приказам. Н. Н. подавил восстание фессалоникийцев и отправился в Лариссу, где его солдаты потерпели поражение. Видя, что его жизни угрожает опасность, Н. Н. оставил военную службу и удалился на Вуненийскую гору. Там он нашел 12 монахов-отшельников, принял постриг и вместе с ними предался суровой аскезе. По прошествии нек-рого времени нечестивые авары напали на страну и стали преследовать христиан. Когда авары достигли Лариссы и ее окрестностей, Н. Н. и 12 его сподвижников усердно молились Богу, ночью им явился Ангел Господень и объявил о предстоящем мученичестве. Нечестивые язычники обезглавили 12 отшельников, а Н. Н. из-за его телесной и душевной красоты они попытались склонить к вероотступничеству. Но Н. Н. не поддался уговорам, его жестоко избили, привязали к дереву и пускали в него стрелы, затем поразили Н. Н. его копьем и отрубили святому голову.
Софианос предположил, что первоначальное Мученичество было написано не ранее 912 г. (дата смерти имп. Льва VI) и не позднее 986 г., когда мощи свт. Ахиллия были перенесены из Лариссы в Преспу (ныне Айос-Ахилиос на оз. Микри-Преспа). Во вступлении к Мученичеству говорится, что его автор является тезкой Н. Н. В связи с этим нек-рые исследователи предложили отождествить автора Мученичества с мон. Николаем, написавшим между 970 и 980 гг. Житие прп. Петра Афонского (BHG, N 1505). Софианос отверг эту гипотезу; по его мнению, автор Мученичества Н. Н. был хорошо образованным монахом из Фессалии (Σοφιανός. 1972. Σ. 31-36). Э. Фольери также считала, что Мученичество было составлено ок. сер. X в., энкомий - в XI в. (Follieri. 1975. P. 346-347).
Ф. Алькен отметил, что в Мученичестве отсутствуют исторические сведения и повествование сводится к рассказу о сопротивлении варварам-захватчикам, описанию мученичества святого и исцеления правителя Фессалоники. Так, напр., автор Мученичества, не имея точных сведений о Н. Н., назвал его «доподлиннейшим сыном Отца Небесного» (τοῦ οὐρανίου πατρὸς υἱὸς γνησιώτατος), чей род происходил с вост. земель, где жили патриархи, пророки, апостолы и мученики. Алькен предположил, что Мученичество является вымышленным и было составлено после обнаружения неких человеческих останков, принятых за мощи святого (Halkin F. Des publications hagiographiques // AnBoll. 1973. Vol. 91. P. 218-219). Фольери поддержала данную т. зр. Изучив канон мч. Ардомию, к-рый упоминается в числе 12 пострадавших на Тернавоне, и заметив, что в тексте канона не говорится о Н. Н., исследовательница пришла к выводу, что автор Мученичества Н. Н. совместил 2 повествования о несвязанных между собой святых, чтобы объяснить обретение на горе Тернавон мощей 12 неизвестных мучеников, а затем еще одно обретение - на Вуненийской горе. Фольери предположила, что 12 мучеников во главе с мч. Ардомием пострадали от язычников, а в X в. их останки перенесли в Лариссу, чтобы спасти от разграбления болгарами или венграми. Для того чтобы связать этих святых с Н. Н., автор Мученичества назвал их его соратниками. Мон. Николай не имел точных сведений о святых, чьи мощи были найдены на горах, но, стараясь придать своему сочинению историческую достоверность, упомянул имп. Льва V, Филиппа, еп. Ларисского, описал нападения аваров. Кроме того, к 12 мученикам он присоединяет 2 жен, также пострадавших на Тернавоне, имена к-рых неизвестны из др. источников. Для того чтобы выделить главного героя повествования - Н. Н., автор не только наделяет его мученическим венцом, но и приписывает ему отшельническую жизнь в уединении. При этом автор не смог избежать нек-рых несоответствий: Н. Н. спасается, тогда как все его союзники погибают от аваров на Тернавоне (Follieri. 1975. P. 345-348).
Среди исследователей нет единого мнения об исторических событиях, описанных в Мученичестве, т. к. к нач. X в. племя аваров не существовало: нек-рые из них считали, что под аварами, напавшими на Фессалию, следует понимать болгар (см., напр.: ᾿Αβραμέα Α. ῾Η Βυζαντινὴ Θεσσαλία μέχρι τοῦ 1204. Συμβολὴ εἰς τὴν ῾Ιστορικὴν Γεωγραφίαν. ᾿Αθῆναι, 1974. Σ. 89-96). Ф. Филиппу предложил отождествить аваров с венграми (Θιλίππου Θ. Ποιοί ήταν οι «Αβάρεις» που επέδραμεν στην Θεσσαλία κατά τον 9 αιώνα // Ιστορικογεωγραφικά. Γιάννενα; Θεσ., 1995. Τ. 5. Σ. 123-132). Софианос утверждал, что речь идет об арабах, поскольку болгары во время правления имп. Льва VI уже приняли христианство и не могли преследовать своих единоверцев в Фессалии. Фольери в целом поддержала мнение Софианоса (Follieri. 1975. P. 347). К. Киррис считает, что Н. Н. и 12 мучеников, к-рые пострадали вместе с ним, а не ранее от язычников (как предположила Фольери), были убиты арабами, вторгшимися в Фессалию в 901 или 902 г. (Kyrris K. P. The Ideological and Cultural Dimensions of Hagiography in South-East Europe, Particularly in the Byzantine Empire // RESEE. 1995. T. 33. N 1/2. P. 143-144). Дата нападения арабов на Фессалию является спорным вопросом, поскольку в визант. источниках она точно не обозначена: в Хрониках Льва Грамматика и Симеона Логофета говорится, что это событие произошло после того, как Николай I Мистик стал патриархом К-поля (т. е. после 901; Leo Gramm. Chron. P. 273-274; Sym. Log. Chron. 2006. P. 282); Иоанн Каминиата писал, что нападение на Димитриаду случилось незадолго до нападения на Фессалонику в 904 г. (De excidio Thessalonicensi // Theophаnes Continuatus, Ioannes Cameniata, Sуmеоn Magister, Georgius Monachus / Hrsg. I. Bekker. Bonn, 1838. P. 506-507). На основе этого А. А. Васильев пришел к выводу, что арабы напали на Фессалию в 902 г. (Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1902. Т. 2. С. 135-136. Примеч. 411). Совр. зап. исследователи также предлагают 901 или 902 г. (см., напр.: Curta F. Southeastern Europe in the Middle Ages, 500-1250. Camb., 2006. P. 201 - событие датируется 901 г.; idem. The Edinburgh History of the Greeks, ca. 500 to 1050. Edinburgh, 2011. P. 166 - указан 902 г.; Demetrias // Historical Dictionary of Byzantium / Ed. J. H. Rosser. Lanham, 20122. P. 149 - назван 901 или 902 г.). В «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского говорится о нападении арабов на Фессалию в 901 г. И. Полемис и Э. Минева, переиздавшие с некоторыми исправлениями Мученичество и энкомий, предположили, что Н. Н. жил при имп. Льве III Исавре (717-741), который действительно воевал с арабами; преподобномученик пострадал от рук иконоборцев (Πολέμης, Μίνεβα. 2016. Σ. 442).
Под еп. Филиппом, упоминаемым в Мученичестве, очевидно, подразумевается епископ Лариссы, который управлял митрополией при Николае I Мистике. Сохранилось письмо патриарха Филиппу Ларисскому, датируемое 913/9 г., в котором обсуждается спорный вопрос между еп. Филиппом и архиепископом Фиванским о некой церкви (Nicolas I. Ep. 116 // Nicholas I, Patriarch of Constantinople. Letters / Ed. R. J. H. Jenkins, L. G. Westerink. Wash., 973. P. 402-403, 572; RegPatr, N 637 [745]).
В визант. синаксарях память Н. Н. не обозначена, однако в заглавии энкомия и в синаксарном сказании по рукописи № 81 из Метеорского мон-ря указано, что святой поминался 9 мая (дата совпадает с днем перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в Бари; см.: Σοφιανός. 1972. Σ. 72-73, 98). Под этим же числом память Н. Н. и сказание о нем вошли в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и в «Новый синаксарист» иером. Макария Симонопетрского.
Служба Н. Н. была впервые издана в Венеции в 1657 г., затем неск. раз переиздавалась, последнее издание было предпринято в Афинах в 1930 г.
Н. Н. почитается во мн. областях Греции и на ее островах: напр., близ дер. Вунена, в месте, где, согласно Мученичеству, пострадал Н. Н., находится посвященная ему церковь, в к-рой имеется пустая могила святого и хранится частица его мощей. Ежегодно в день памяти преподобномученика сюда приезжают многочисленные паломники со всей Греции. Церковь построена в 1962 г. на месте прежней (1883), разрушенной в том же году при пожаре. Рядом с храмом расположены небольшая часовня и колодец, виден пень дерева, возле к-рого преподобномученик был убит. Согласно местному преданию, ежегодно 9 мая из стволов небольших вязов и из пня вытекает красная жидкость, похожая на кровь.
Мощи Н. Н. хранятся в посвященном ему храме в Фивах; начало строительства относится к 1963 г., освящение - к 1973 г. Храм воздвигнут на месте прежней церкви, сооруженной в период османского владычества. Честная глава преподобномученика была перенесена в XVI в. из Лариссы на Андрос в монастырь свт. Николая, 2-м покровителем которого является Н. Н., где находится и в настоящее время. Также частица мощей святого имеется в Беотии в посвященном ему монастыре, который расположен на восточном склоне Эликона, недалеко от сел. Ипсиландис. Согласно преданию, монастырь был построен в X в. византийским имп. Василием II Болгаробойцей (976-1025) и его полководцем Никифором Ураносом. Кроме мощей Н. Н. в обители находится небольшая емкость с «кровью» святого, а также орошенные его кровью листья дерева, около которого он пострадал. Частицы мощей Н. Н. хранятся на Афоне в монастыре св. Павла и в скиту прор. Илии, а также в монастыре Пресв. Богородицы (Коронату) близ Ликсури на о-ве Кефалиния, в Мега-Спилео (в 10 км от Калавриты), и в посвященных ему церквах в Клисто (Эвритания) и в сел. Анифи (в 6 км от Аргоса).